ОБ ИГРЕ НА ФЛЕЙТЕ

Андрей Алпатов: РАБОТА НАД ЗВУКОМ

ДЛИННЫЕ ЗВУКИ НА ФЛЕЙТЕ И НЕ ТОЛЬКО

Музыканты-духовики играют длинные звуки (далее - ДЗ) уже сотни лет и ничего лучшего для работы над качеством звучания пока не придумано. Поколения флейтистов по всему свету считали их необходимыми. Не обойтись без ДЗ и современным музыкантам. Не следует воспринимать их исполнение как докучливое упражнение на терпение и выносливость.
Во время игры ДЗ музыкант работает над:
• широтой и управляемостью дыхания,
• стабильностью постановки,
• тембром,
• динамикой,
• интонацией,
• различными типами артикуляции,
• выразительностью.
Ежедневно начинайте свои занятия именно с игры ДЗ. Впрочем, некоторые знаменитые учителя, например Мишель Дебост (Michel Debost), бывший профессор Парижской консерватории – советуют предварительно поиграть гаммы, т. к. считают, что игра ДЗ, возможно, самое трудное из упражнений и к нему надо подготовиться.
Играйте ДЗ, начиная с ноты СИ первой октавы. По хроматизму спускайтесь вниз до ноты ДО первой октавы или СИ малой (если она есть на вашей флейте). Затем от ноты До второй октавы по хроматизму поднимайтесь вверх. Сосредоточьтесь и слушайте внимательно качество звучания каждой ноты, добивайтесь хорошего звука.
Естественно сразу же возникнет вопрос: «А что же такое – хороший звук?» Попробую на него ответить, но обратите внимание - я буду говорить не о красоте звука, т. к. это вещь абсолютно субъективная, а только о свойствах звука воспринимаемых более или менее объективно. Итак;
ХОРОШИМ СЧИТАЕТСЯ ЗВУК, когда он:
• появляется немедленно в момент атаки звука,
• мягкий и открытый,
• не содержит шипа и посторонних призвуков,
• не меняет тембровой окраски,
• не меняет высоты,
• не дрожит и исполняется без непроизвольных толчков.
КАК ЖЕ ДОБИТЬСЯ ХОРОШЕГО ЗВУКА?
Ответ на этот вопрос требует написания книги (и вероятно не одной). Для начала я дам некоторые рекомендации насчёт постановки.
Прежде всего, надо стоять, опираясь на две ноги спокойно и свободно, без всякого напряжения. (Необходимо заметить, что в прежние времена считалось правильным несколько выставлять вперёд левую ногу). Руки не следует прижимать к туловищу - это мешает свободному дыханию. Во время игры желательно не раскачиваться т.к. это мешает ровному непрерывному потоку воздуха. Губы должны сохранять естественное положение и не испытывать излишнего напряжения (даже при исполнении нижних и особенно верхних нот). При формировании амбушюра не следует растягивать губы наподобие улыбки или вытягивать их трубочкой. Голова не должна быть опущена вниз. Откройте горло. Опустите нижнюю челюсть. Во время игры ДЗ попробуйте зевнуть - это даст правильное расстояние между верхней и нижней челюстью и правильное положение языка. В нижнем регистре (до первой октавы или си малой - до-диез второй октавы) это положение должно быть, как при пении гласной «У», в среднем (ре второй октавы - до-диез третьей) - как при пении «А», а в верхнем (от ре третьей октавы и выше) – как при пении «И».
При игре в нижнем регистре, постарайтесь придать звуку яркость верхнего регистра. При игре в верхнем, дайте ему мягкость и теплоту нижнего.
Посещайте выступления знаменитых флейтистов, внимательно слушайте их аудиозаписи и формируйте представление об «идеальном звуке», которого хотите добиться. Этот звук должен возникать в вашем воображении прежде, чем вы начнёте играть.
Попробуйте записать свою игру на аудиокассету (а ещё лучше используя хороший микрофон - на компьютер) – это очень хорошо помогает понять собственные недостатки.
Следует сказать о нетерпении молодых музыкантов желающих без особого труда иметь приличное звучание. Иным из них скучно тянуть ДЗ, другим жаль тратить своё драгоценное время, и они предпочитают поиграть какие-либо медленные пьесы. На это можно сказать следующее:
во-первых, если играть ДЗ правильно, пристально обращая внимание на наличие всех признаков хорошего звука – скучать не придётся,
во-вторых – игра ДЗ при условии, что каждый из них длится 16 четвертей при темпе 60 ударов в минуту (чего вполне достаточно для эффективной работы), а через каждую октаву вы будете делать перерыв на 10-15 секунд - займёт всего лишь 15 минут. Конечно, поначалу при отсутствии серьёзного опыта в работе над звуком времени будет уходить несколько больше.
И кстати, насчёт лирических пьес - не существует такого произведения, в котором присутствовали бы все ноты флейтового диапазона - от первой до четвёртой октавы.
Игра ДЗ требует соблюдения нескольких условий. Непосредственно перед ДЗ не следует бегать, прыгать выполнять каких-либо физических упражнений или пить газированную воду – дыхание будет сбиваться и занятия станут бессмысленны. Музыкант должен быть сыт – иначе головокружение и чувство голода не позволит заниматься должным образом.
Когда идёт работа над звуком не следует делать продолжительных перерывов – этого требует мышечная двигательная (или моторная) память. Желательно заниматься ДЗ в отдельном помещении, а не в одном классе с трубой или кларнетом. Работая над ДЗ не надо смотреть телевизор, слушать радио или читать книгу. Не следует расхаживать по комнате из конца в конец или раскачиваться, отмечая каждую долю.

При игре технических упражнений всегда обращайте внимание на качество звука.

© Андрей Львович Алпатов 2005


НА ГЛАВНУЮ

Напишите мне



Hosted by uCoz